Видеокамера и ноутбук с базами данных ГАИ — это и есть тот самый «Автоураган», не оставляющий шансов проскочить мимо ГАИ водителям, лишенным «прав», а также угнанным автомобилям.
В разгар рабочего дня выехали из Минска по слуцкой трассе. Остановились на обочине. Инспектор отделения агитации и пропаганды Владимир Сергеев протер стекло нашей неприметной «гражданской» «девятки», включил ноутбук и настроил видеокамеру на охват трех полос движения:
— Все, «АвтоУраган» принялся за работу…
Хотя многие автолюбители уже знают, что это за зверь, прошу Владимира напомнить принцип работы прибора, что он и делает:
— Видеокамера ведет запись потока. Специальное программное обеспечение из этой видеозаписи получает только номера проезжающих авто. Когда регистрационный номер обработан, он сравнивается с базами данных, и если он есть в базе — тут же в красном прямоугольнике высвечивается на мониторе ноутбука. Подается звуковой сигнал — почти как милицейская сирена. С «АвтоУраганом» работают, как правило, по принципу смешанного контроля, в два экипажа, как в нашем случае: один автомобиль, в котором установлен прибор, гражданского исполнения, второй — патрульный, с нарядом ДПС — располагается примерно в километре, чтобы было время передать по рации данные подозрительного автомобиля и успеть остановить злостного нарушителя…
Сижу, наблюдаю за потоком, не слишком большим в будний день. Вот ГАЗель, Toyota Yaris, ЗиЛ, серые «жигули»-«десятка». Стоп… Вдруг «АвтоУраган» взвыл. Бросаю взгляд на ноутбук: в красном прямоугольнике — номер только что проехавшей «десятки». Ничего себе скорость обработки сигнала! Моментальная. Всматриваюсь в монитор — там увеличенное фото номерного знака «десятки» и даже ФИО владельца! Владимир по рации мгновенно сообщает данные наряду ДПС. Только отбой по рации — опять сработка. На этот раз Golf. Затем Mazda 626 из второго региона Беларуси. Неужто все нарушители? Пользуясь минутным затишьем, Владимир снова связывается с экипажем ГАИ.
— Сорок третий, что там у вас?
Как выяснилось, во всех трех случаях за рулем сидели вполне законопослушные люди. А из Mazda 626, которую остановили по ориентировке, вышел… батюшка. Самый настоящий. В рясе. Почему же сработал «АвтоУраган»? А потому, что автомобиль зарегистрирован на матушку, которая действительно была лишена водительских «прав» за… управление авто в нетрезвом состоянии! Бывает же…
— Качество срабатывания этого прибора — 40-50 процентов, — замечает Владимир Сергеев, — ведь за рулем не всегда сидит нарушитель, а возможно, его друг, родственник… Тогда, конечно, извиняемся за беспокойство и работаем дальше.
— Какие базы данных «забиты» в ноутбук?
— Угнанного транспорта и водителей, лишенных водительских «прав» за совершение ДТП, превышение скорости более 30 километров в час повторно в течение года, совершение обгонов в местах, где это запрещено, за создание аварийных ситуаций и, конечно же, управление ТС в нетрезвом состоянии. Информация стекается со всей республики.
— А какая информация содержится в базе данных?
— Имя, фамилия нарушителя, место жительства, дата его нарушения, срок, до которого он лишен водительских «прав». В базе числятся и данные ТС, на котором водитель попался, а также сведения о нем как о владельце — какие автомобили на нем еще зарегистрированы.
— А если нарушитель сел в автомобиль, еще не попавший в базу, допустим, зарегистрированный на имя его дедушки…
— Еще раз повторюсь: в черный список заносят и машины, на которых были совершены грубые нарушения ПДД. Как правило, нарушители садятся все же за руль своих авто — мало кто из близких, зная о грехах родственника, даст ему ключи от своей машины.
Ого! А вот латвийский номерной знак высветился на мониторе.
— Иностранные номера тоже считываются?
— Да, любые…
«АвтоУраган» наша ГАИ использует всего полгода — обкатку он прошел, как водится, в спецподразделении ДПС «Стрела» УГАИ МВД. Результативность работы впечатляет. «АвтоУраган» — первый прибор, о котором можно сказать: неотвратимость наказания в действии. Думаю, многие согласятся, что рост аварийности можно сдержать тогда, когда водитель уяснит: за нарушение он обязательно будет наказан. Удобно и инспектору — не надо терять время, останавливать авто и проверять по базе.
— Удивляет скорость, с которой прибор обрабатывает сигнал при такой огромной базе данных. Сколько, кстати, в ней «лишенцев»?
— Можно прикинуть. В прошлом году за управление ТС в состоянии опьянения более десяти тысяч водителей были лишены водительских «прав». Это только в Минской области. По республике цифра достигает 50 тысяч. И каждый год цифра повторяется. «Прав» лишают на три года минимум. Выходит, за последние три года в базу внесено не менее 150 тысяч водителей. И это только за одно нарушение!
С августа «АвтоУраган» работал во многих регионах Беларуси: в Гродненской области, в Минске, Минской области и других… В планах — закупать данные приборы, несмотря на их колоссальную стоимость — порядка 20 тысяч долларов. Но они себя оправдывают. В Минской области планируется купить 10 единиц.
— С 4 по 6 февраля с «АвтоУраганом» массированно отрабатывали Солигорский и Борисовский районы, — рассказывает Владимир Сергеев. — Эти районы выбраны вовсе не случайно — именно здесь регистрируется наибольшее количество ДТП по вине водителей без «прав». Так, 28 января в Солигорском районе в ДТП с участием водителя, лишенного права управления ТС за езду в пьяном виде, погибло сразу три человека.
За три дня февраля восемь нарядов из числа сотрудников УГАИ Минской области задержали 50 водителей, не имеющих права управления, 12 водителей в состоянии опьянения.
— «АвтоУраган» сейчас одна из самых обсуждаемых новинок на автофорумах. Подумать только: еще лет 10 назад первые радары с видеофиксацией «Искра» были в диковинку… Со временем, наверное, «Автоураганов» будет такое же количество…
— Да, теперь «Искрой» каждый наряд оснащен даже в районах. А насчет «АвтоУрагана» я скажу так: если с таким прибором поставить наряды на въезде и выезде из города, эффективность работы будет высокой. Многие ДТП совершают те, кто уже попадался за пьянку. Их лишили, а они все равно еще ездят. И «АвтоУраган» тут помощник. По виду ведь не определишь, что водитель был лишен водительского удостоверения.
…А водитель без «прав» попался где-то через полчаса. За рулем BMW, на которую сработал прибор, находился водитель, лишенный «прав» за повторное превышение скорости в течение года. Был он весьма удивлен: «Как вы меня вычислили?», но вел себя агрессивно и, говоря просто, «понтовался». Начал куда-то звонить, обещая инспекторам, что им «перезвонят». Даже наш фотограф не выдержал:
— Никого не хочу обидеть, но, похоже, BMW действительно диагноз…
Инспекторы составили протокол на нарушителя. А тот звонил другу с «правами», чтобы приехал, сел за руль, иначе авто уедет на штрафстоянку.
— Какие дальнейшие планы? — спросила я у Владимира Сергеева на прощание.
— Сегодня «АвтоУраган» для работы мы передаем в ГАИ города.
Марина Ажгирей, фото Глеба Малофеева.
Газета «АВТОБИЗНЕС«, № 8 (714) 25.02.2010