Корреспондент «КП» поработал вместе с водителем паркона.
Я сижу в теплой уютной машине марки Нyundai Solaris и наблюдаю за прибором под суровым названием «Паркрайт». Его задача — фотографировать номера машин, которые стоят на платных парковках. Одна камера снимает задние номера, вторая — передние. Через 15 минут маршрут повторяется. И если за это время водитель не заплатил, ему прилетает письмо счастья (штраф 2500 рублей).
УЛОВКА № 1: ДИСКИ, ТРЯПКИ, БУМАЖКИ
— Чего только не придумывают, чтобы обмануть паркон, — рассказывает мне водитель Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Александр Кирилин, выруливая на 1-ю Миусскую улицу. — Самое простое — закрывают чем-нибудь госномера. Дисками, тряпками, бумажками. Замазывают их грязью, снегом. Чаще всего так делают водители дорогих иномарок.
Я смотрю на экран «Паркрайта» и замечаю, что иногда вместо цифры или буквы на номере мелькает звездочка. Оказалось, что это и есть те самые тряпочки и бумажки, которые цепляют алчные водители. Прибор не распознает их и вместо цифры или буквы показывает символ (*).
— Снимать посторонние предметы с госномеров мы не имеем права, — объясняет Александр Кирилин. — В отличие от наших коллег — пеших инспекторов из московского паркинга. Они патрулируют улицы с планшетами. А мы во время работы даже двери своих машин блокируем, потому что зачастую находятся желающие их открыть.
Но хитрецы закрывают обычно не весь номер, часть его символов все равно попадает в объектив. По ним и марке машины оператор в ручном режиме подбирает полный номер и вычисляет нарушителя.
УЛОВКА № 2: ТЕЛОХРАНИТЕЛИ
— Однажды я видел, как к ночному клубу подкатила дорогущая иномарка, — улыбается водитель. — Из нее вышел хозяин и прошел в заведение. А два его охранника встали с обеих сторон машины, закрыв собой номера. Его автомобиль стоит миллионов 15, а заплатить за парковку 40 рублей не может. Бывает, перед тем как уйти, вешают липовые номера на магнитиках. А потом снимают их и едут дальше…
А один раз к Александру подошла девушка, у которой не получалось заплатить за парковку своего «Порше». Длинноногая блондинка со слезами на глазах и смартфоном в руках была готова разрыдаться на всю Москву. Тыкая красными ноготками в сенсорный экран, она никак не могла разобраться в приложении. Водитель ЦОДД спас барышню.
УЛОВКА № 3: ОТКРЫТЫЙ БАГАЖНИК
— А вот, смотрите, тоже распространенный случай! — Александр указал мне направо, где на платном месте стояла машина с открытым багажником. — Водитель явно открыл его, чтобы не попасться. Номерочка-то из-за этого не видно. Да только он не учел, что у меня есть камера, которая фиксирует и передние номера тоже.
УЛОВКА № 4: АВАРИЙКА
— А если притвориться сломанным и поставить знак аварийной остановки? — интересуюсь я.
— Нас такое не впечатляет. Иначе бы все так делали. Наша система распознает строго госномера. Водителю, в случае если он действительно сломался, надо БУДЕТ обжаловать штраф.
Сделать это можно или в администрации московского парковочного пространства (подробности здесь), или на портале avtocod.ru.
За два часа мы нащелкали около 10 тысяч номеров. Сколько из этих машин нарушили, определят в администрации парковочного пространства. Прибор паркона этого не показывает.
Три наивных вопроса о парковке
Отвечает водитель ЦОДД Александр Кирилин
1. Придет ли штраф, если водитель не успел сразу заплатить за парковку и смог только через час?
— Конечно. Если два раза зафиксирован номер — один раз в одно время и другой через 15 минут, никаких поблажек быть не может.
2. Если машина стоит на платном месте несколько дней без оплаты, а водитель, предположим, укатил в Крым, что будет?
— «Письма счастья» будут прилетать один раз в день. То есть если спустя три часа после штрафа номера машины вновь попадут в систему, ничего не произойдет. Предположим, авто простоит семь дней — значит, придется заплатить семь штрафов.
3. Около станций метро постоянно стоят таксисты-нелегалы. Номера нагло закрывают, паркуются там, где это запрещено. Как с ними бороться?
— Парконы ведут съемку исключительно в зоне платной парковки. Как только мы ее проезжаем, прибор автоматически перестает снимать, несмотря на стоящие рядом машины. Скорее это задача сотрудников ГИБДД.
Официально
— С появлением парконов водители в городе стали более дисциплинированными, — рассказал замруководителя ЦОДД Дмитрий Горшков. — Нарушений становится меньше. Например, в октябре прошлого года под знаками «Стоянка запрещена» и «Остановка запрещена» попались 92 тысячи водителей, в октябре этого года эта цифра стала меньше на 20 тысяч. Люди перестали бросать машины вторым рядом, как раньше это можно было видеть, например, на Тверской. Теперь они знают, что будут оштрафованы.
КСТАТИ
Сейчас в Москве работают 370 парконов, четыре года назад — всего 20.
Автор: Павел КЛОКОВ
Комсомольская Правда. Москва, 14 ноября 2016